Мы часто стали слышать в СМИ странное заморское словечко «омбудсмен», но не все до конца понимают значение этого слова. А финансовый омбудсмен – понятие еще более узкое. Что же это за «зверь» такой и в каких случаях нужно к нему обращаться?
Финансовый омбудсмен – кто это? Понятие должности и немного истории
Само слово имеет скандинавские корни и в переводе на русский язык означает «представитель». Впервые подобную должность утвердили скандинавы еще в 1809 году, но долгое время она не пользовалась достаточной популярностью. Однако более чем через 100 лет Финляндия признала необходимость контроля за деятельностью органов власти и ввела должность омбудсмена. Ее примеру последовали сначала соседние страны, а со временем идея «посетила» и более отдаленные государства.
Омбудсмены занимались, как правило, социальными вопросами, экономикой и финансами. Понятие «финансовый омбудсмен» появилось намного позже – в 1992 году, а произошло это в Германии. И только начиная с этого времени, финансовые представители встали на защиту граждан, имеющих споры с банковскими учреждениями.
В России должность финансового омбудсмена была введена в 2010 году. Назначили на нее Павла Медведева, который тогда был депутатом Государственной Думы.
Сейчас финансовый омбудсмен – это правозащитник, помогающий гражданам в решении спорных вопросов с банками. Еще его называют финансовым уполномоченным по правам потребителей и общественным примирителем на финансовом рынке, поскольку деятельность омбудсмена подразумевает решение споров в досудебном порядке. Причем правозащитник при решении спорных вопросов руководствуется не только законодательной базой, но и принципами справедливости.
Чем полезен финансовый правозащитник?
Мы уже сказали, что данное должностное лицо занимается урегулированием споров финансового характера, которые возникают между банками и их клиентами. Ниже мы приведём как раз те случаи, когда к нему можно и нужно обращаться:
1. Незаконное списание денежных средств с пластиковой банковской карты. В данной ситуации банки, как правило, стараются переложить всю вину на клиента и обвинить его в несоблюдении элементарных мер безопасности. Однако это не всегда справедливо, ведь такое списание могло произойти в результате сбоев при обработке информации в самом банке или даже мошенничества со стороны сотрудников учреждения.
2. Незаконные операции и требования банка, а именно:
- начисление процентов по кредиту в большем объеме, чем это предусмотрено кредитным договором;
- завышенные суммы по начисленным пени и штрафам;
- незаконное начисление и взимание комиссий за обслуживание кредитной сделки;
- требование досрочного возврата кредита;
- выпуск кредитной карты на имя физического лица без его согласия;
- заниженные суммы начисленных процентов по вкладам;
- изменение условий договоров в одностороннем порядке.
3. Неправомерные действия сотрудников коллекторских контор. В этом случае финансовый омбудсмен поможет выяснить, является ли переуступка прав требований (цессия) законной, и пресечь незаконные действия коллекторов. Тема взаимодействия с коллекторами сейчас особенно актуальна.
4. Отказ банка в реструктуризации ссудной задолженности. Действительно, банки весьма неохотно предоставляют своим клиентам так называемые кредитные каникулы, ведь это негативно отражается на уровне доходности самого банка. В случаях, когда вы испытываете реальные финансовые затруднения, правозащитник поможет найти решение, приемлемое для обеих сторон.
Важно знать, что общественный примиритель рассматривает только те споры, стоимость которых находится в пределах 300 тыс. рублей, более «дорогие» разногласия сторон рассматриваются другими уполномоченными лицами. На практике же спор между гражданином и банком редко выходит за обозначенный суммовой предел.
Условия и процедура обращения
Финансовый уполномоченный работает только с обращениями физических лиц, которые являются клиентами определенного банка и считают свои права нарушенными.
Прежде чем обратиться к правозащитнику, нужно направить в банк претензию в письменном виде. Ответ от кредитной организации вы должны получить в течение месяца. Если полученные разъяснения вас не устраивают либо они не были получены вовсе, у вас есть все основания обратиться за помощью к финансовому омбудсмену.
Контактные данные уполномоченного и образцы заявлений представлены на официальном сайте Ассоциации российских банков. Обратиться за консультацией вы можете любым из предложенных там способов, а вот официальное рассмотрение дела требует обязательной подачи жалобы в письменном виде.
Вместе с жалобой вам нужно будет предоставить копии документов, которые подтвердят правомерность ваших требований и смогут максимально подробно осветить сложившуюся ситуацию. К таким документам можно отнести:
- кредитный договор и дополнительные соглашения к нему;
- квитанции об оплате сумм кредита и/или платежные поручения;
- договора страхования;
- переписка банковским учреждением и др.
Все копии необходимо представить в двух экземплярах.
Одновременно с подачей необходимого комплекта документов заявитель дает свое согласие на обработку персональных данных, поскольку информация о спорах публикуется в финансовых отчетах, вестниках и других специализированных изданиях.
Важно знать, что финансовый уполномоченный не участвует в урегулировании тех споров, которые уже рассматриваются судом или переданы в исполнительное производство. Также на период рассмотрения спора гражданин, подавший жалобу, обязуется не обращаться с иском в суд. Не занимается омбудсмен защитой тех заявителей, которые достоверно являются мошенниками.
Немаловажен и тот факт, что весь процесс решения спорного вопроса является абсолютно бесплатным для заявителя.
Процесс урегулирования спора
Рассмотрение поступившей жалобы возможно как в очной, так и в заочной форме. В зависимости от нюансов дела омбудсмен вправе самостоятельно устанавливать место проведения слушания, на которое приглашаются обе стороны.
После проведенной беседы и рассмотрения всех документов дела стороны спора приходят (или не приходят) к компромиссу. Идеальный вариант – подписание примирительного соглашения, но не во всех случаях это происходит, не всегда стороны готовы идти на уступки. Если такое соглашение все-таки было подписано, оно в обязательном порядке заверяется правозащитником, а также обоюдному желанию сторон может быть направлено на утверждение в суд (в том числе и третейский).
После принятия решения по делу омбудсмен выносит постановление, которое, в зависимости от исхода дела, разрешает спор либо прекращает разбирательства по данному вопросу. Такое постановление будет обязательным для исполнения банком в случае, если кредитное учреждение добровольно присоединилось к институту финансового омбудсмена. Также кредитная организация будет не вправе обжаловать решение уполномоченного в суде.
В остальных случаях правозащитник не вправе требовать от банка исполнения вынесенных им решений, а может лишь в рекомендательной форме предложить финансовому учреждению способы добровольного урегулирования спорной ситуации.
- Оформить кредитку "2 года без %" Ренессанс Банка, бесплатное обслуживание, льготный период 2 года за покупки в первый месяц и 200 дней со второго месяца всегда! Реклама. КБ "Ренессанс Кредит" (ООО). ИНН 7744000126
- Оформить кредитку "365 дней без %" Альфа-Банка, бесплатное обслуживание, 1 год без % на любые покупки! Реклама. АО "Альфа-Банк". ИНН 7728168971
- Оформить карту рассрочки "Халва" Совкомбанка, бесплатное обслуживание, беспроцентная рассрочка (в том числе на снятие наличных), кэшбэк до 10%, процент на остаток до 15% Реклама. ПАО "Совкомбанк". ИНН 4401116480
Эксперты подсчитали, что положительный исход дела при решении споров с помощью общественного примирителя, достигается в 80% случаев. В то же время заявитель, недовольный исходом дела, вправе обратиться с аналогичной жалобой в суд. Кстати, на сайте АРБ можно и с отзывами ознакомиться.
Таким образом, финансовый омбудсмен – это первый помощник для тех граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию и не в состоянии обслуживать свои долги в полном объеме или же стали жертвой мошеннических действий. Должность финансового правозащитника достаточно молода, но не стоит относиться к данному должностному лицу с недоверием. В любом случае обращение к финансовому омбудсмену не является препятствием для последующего обращения в суд.
а можно ли пожаловаться на бездеятельность банка? После смерти папы не могу в его банке выяснить сумму задолжности, причем я согласна оплатить долги, которые переходят по наследству, но не могу получить информацию по сумме. Банк проигнорировал даже официальный запрос нотариуса.
Да, конечно. Обязательно обратитесь к фин.омбудсмену и подробно опишите ему свою проблему
С начало надо выяснить(обратиться в Ц/Банк Р.Ф.с заявлением, о выдаче информации(по конституции Р.Ф.)) есть ли вообще у этого так называемого банка лицензия на кредитование физических лиц, и получить ответ, и обязательно на бумажном носителе(на бумаге – формой – А4) и с конкретно-официальной печатью,(читаемой -т.е. что в ней самой печати отражено)подписи (ответственного лица-за данную информацию)и с расшифровкой этой ПОДПИСИ, а потом уже делать выводы……
Да это интересно и полезно. Галина