Высший арбитражный суд запретил банкам навязывание дополнительных страховок еще в 2008 году. Но такая практика сохранилась и до настоящего времени. К сожалению, потенциальные заемщики не знают своих прав, а зачастую просто не хотят их отстаивать, боясь отказа в крайне необходимом кредите. Итак, банк навязывает страховку. Что делать?
Является ли страхование обязательным?
Для начала стоит уяснить, что существуют некоторые виды кредитов, оформление страхового полиса по которым является обязательным. Сюда относятся все кредитные программы, связанные с предоставлением банку залогового имущества (ипотека, автокредит и проч.), а также специальные продукты банка, по которым страхование жизни является обязательным условием. Эта обязательность должна быть прописана в карточке (паспорте) кредитного продукта (где прописаны основные параметры и условия кредита). При этом стоит учесть, что ипотека, оформляемая по программе господдержки, требует, помимо страховки на жилое помещение, еще и страхование жизни самого заемщика.
По подобным кредитам полностью отказаться от оформления полиса нельзя. Но есть возможность снизить свои расходы на уплату страховой премии.
Если же банк навязывает страховку по обычному потребительскому кредиту, то это откровенное желание финансового учреждения дополнительно на вас заработать. Здесь уже налицо нарушение законодательства со стороны банка, противостоять которому могут не все. В такой ситуации есть возможность не платить за полис вовсе.
Что делать, если банк навязывает страховку?
Если банк навязывает вам страховку, то первым делом нужно выяснить, справедливы ли требования кредитного специалиста и является ли оформление страхового полиса обязательным условием получения данного конкретного вида кредита. С этой целью можно лично побеседовать с руководителем структурного подразделения банка либо обратиться со своими вопросами на горячую линию. В большинстве случаев выясняется, что ваш «родной» банк в лице его представителя, просто «впаривает» вам дополнительную услугу самым наглым образом. Тогда стоит вернуться к менеджеру и потребовать оформления кредитной документации без страхования жизни, ссылаясь на ответ горячей линии или вышестоящего звена.
Иногда такие действия приводят лишь к небольшому замешательству кредитного сотрудника. Он уже неуверенно, но по-прежнему настойчиво пытается уговорить вас расстаться с небольшой (для кого?) суммой денег в счет уплаты страхового взноса. В подобной ситуации, в дополнение к уже сказанному, стоит упомянуть о действующих в нашей стране законах:
- ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)»;
- ст. 421 ГК РФ «Свобода договора»;
- закон № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Эти нормативные документы запрещают устанавливать условия, при которых приобретение одной услуги зависит от оплаты других, а кредитор обязан предоставлять заемщику альтернативные условия кредитования.
Если ваши усилия оказались безуспешными и банк по-прежнему навязывает страховку по кредиту, вам поможет только жалоба, которую можно направить в Роспотребнадзор и Центральный банк РФ. Только здесь велика вероятность отказа в предоставлении кредита, тем более что банк имеет право сделать это без объяснения причин. Поэтому стоит заранее определиться, что будет важнее – гарантированное получение ссуды или ваша правота. Может, стоит поискать другой банк?
Здесь важно отметить, что в нашей стране введен период охлаждения для заемщиков, равный 5 дням (подробности об этом здесь ). В течение этого времени вы можете отказаться от навязанной страховки, а банк обязан вернуть деньги в полном объеме. Некоторые заёмщики, не желая спорить с банковскими клерками, оформляют кредит на предложенных условиях, а затем инициируют процедуру отказа от страхового полиса.
Немного другая ситуация с обязательными видами страховок. Здесь полностью избежать процедуры страхования не получится, но вам по силам снизить размер связанных с ней денежных потерь. Каким образом это сделать? Да очень просто.
Банк обязательно постарается навязать вам ту страховую компанию, которая платит ему самые высокие комиссионные. Или же окажется, что страховщик является аффилированным с банком лицом. О вашем кошельке никто здесь, естественно, не подумает. Такая ситуация полностью неправомерна и противоречит закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На той же горячей линии можно узнать, какие страховые компании аккредитованы данным банком. Как правило, в этот список входит не меньше 5 организаций, но вам, конечно, об этом никто сразу не скажет. Потом нужно будет просто ознакомиться с условиями страхования в каждой компании и выбрать наиболее выгодные из предложенных. При отказе принять «посторонний» полис, требуйте от специалиста письменный отказ и на его основании пишите жалобу в тот же Роспотребнадзор или ЦБ РФ.
И самая последняя инстанция, куда вы всегда можете обратиться – суд. Сейчас уже сложилась судебная практика по таким делам, и она говорит, что суды все чаще выносят решения в пользу заемщика.
- Оформить кредитку "365 дней без %" Альфа-Банка, бесплатное обслуживание, 1 год без % на любые покупки! Реклама. АО "Альфа-Банк". ИНН 7728168971
В заключение хочется напомнить о старой как мир истине – читать всю документацию прежде, чем ее подписать. Помните, что ваша подпись фактически свидетельствует о вашем согласии со всеми пунктами документа. Именно поэтому вернуть страховые взносы по уже заключенным договорам будет куда сложнее, чем отстоять свои права еще на этапе оформления ссуды.
Ну а если вам страховку навязали, что делать в этом случае? Развёрнутый ответ на этот вопрос вы сможете найти в этой статье.