Содержание
Если у вас на руках есть банковская карта, то это совсем не означает, что вы её собственник или владелец. Вы всего-навсего держатель карты – клиент банка, которому дали ей попользоваться на время, равное сроку действия банковской карточки (3-5 лет). Почему это так, поговорим в нашей статье…
Держатель карт. Кто это?
Если вы загляните в договор банковского обслуживания (ДБО) физических лиц любого банка, то в разделе «Термины, применяемые в договоре» напротив термина «Держатель карты» вы увидите примерно такое определение: физическое лицо, на имя которого выпущена карта, получившее право на пользование картой в соответствии с настоящим ДБО (выдержка из УДБО ПАО Сбербанка). Если совсем просто, то держатель банковской карты – это лицо, на имя которого банк выпустил карту.
Далее по тексту договора вам обязательно встретится фраза (анализируем тот же УДБО): Карта является собственностью банка и выдается держателю во временное пользование.
Получается, что банк-эмитент, выпустивший карту, является её владельцем (или собственником), а тот, кому её выпустили – является её временным держателем или пользователем. Почему временным? Потому что карта действует ограниченное количество лет, а вот перевыпустить её на новый срок или нет – будет решать банк.
Таким образом, говорить, что вы являетесь владельцем карточки, некорректно.
Напротив, если вы открываете в банке счёт, то вы будете являться владельцем счёта. Так, согласно статье 846 ГК РФ «Заключение договора банковского счета», банк не вправе отказать в открытии счёта, совершение операций по которому предусмотрено законом и на условиях, согласованных сторонами. Также по договору банковского счета (статья 845 ГК РФ) банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. При этом банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
Все перечисленные выше операции можно проводить и с банковской картой. Собственно, она является удобным инструментом (ключом) для доступа к деньгам на счёте клиента (карточном счёте). В чём отличие карты от карточного счёта смотрите здесь.
Почему владелец счёта не становится владельцем карты, «привязанной» к счёту?
Почему же такое несоответствие: держатель карточки является собственником счёта, к которому «привязана» карта, но не является собственником самой карты, даже если он платит немаленькие деньги на её выпуск и годовое обслуживание? Честно говоря, автор статьи некоторое время никак не мог сформулировать ответ на заданный вопрос, но ответ всплыл внезапно.
Всё просто! Представьте, что вы покупаете обычную шариковую ручку. Это изделие, с помощью которого вы можете писать или рисовать, оно выполняет свою основную функцию на 100% без каких-либо условностей. А если мы купим холодильник, но у нас не будет дома электричества, или машину, но на заправках исчезнет бензин, наконец, сотовый телефон без сим-карты. Во всех этих случаях вы будете владельцами этих вещей, но вещи сами по себе при вышеуказанных ограничениях будут бесполезными.
Такие аналогии можно провести и с банковской картой. Она не является «вещью в себе». Карта – это только самая верхушка айсберга, который состоит из множества составных звеньев (оборудование и программы), которые позволяют проходить всем этим бесконечным банковским платежам (транзакциям). А центральным звеном здесь является вовсе не банк, а международная платёжная система (всем известные Visa, MasterCard и др.), которая связывает банки между собой и даёт нам возможность расплачиваться в любой точке земного шара деньгами, которые лежат на наших карточных счетах в банке-эмитенте. И ключевой элемент любой карты – это не наименование банка, а логотип платёжной системы, без которой любая карта не имела бы особого смысла.
- Оформить кредитку "365 дней без %" Альфа-Банка, бесплатное обслуживание, 1 год без % на любые покупки! Реклама. АО "Альфа-Банк". ИНН 7728168971
Без подобных международных систем, банки были бы вынуждены строить всю систему оплаты (платёжную инфраструктуру) самостоятельно, договариваясь с каждой торговой точкой об установке там собственного POS-терминала и прочего оборудования. В этом случае касса была бы завалена терминалами различных банков, да и стоимость карты наверняка возросла бы в разы. Если вы ознакомитесь с историей возникновения карты, то увидите, как всё это начиналось ещё без компьютерных технологий, и какое это было дорогое удовольствие…
Человек не может быть её владельцем, так как карточка является частью сложнейшей платёжной инфраструктуры, и без этой «части айсберга» становится просто бесполезным куском пластмассы. Вот когда вы разорвёте договор с банком (в случае, если банк не затребует свою карточку назад, на что он имеет полное право), то вы становитесь владельцем куска пластмассы, применение которому даже с ходу и найти не получится.